Композитная арматура была изобретена более 30 лет назад, однако широкое распространение получила только в последние несколько лет.
Благодаря своим техническо-эксплуатационным характеристикам такой материал вполне способен выступить конкурентом классическим стальным армирующим прутьям.
Арматура из композитов внешним видом напоминает стальную, однако сделана она из волокон, пропитанных специальными связующими составами-затвердителями. В процессе изготовления на стержнях формируются ребра либо напыляется песочное покрытие для улучшения сцепления с бетоном.
Для производства арматуры применяют несколько видов композитных волокон:
- Стекловолокно с добавлением термореактивных смол — стеклопластиковая арматура.
- Базальтовое волокно с добавлением смол — базальтопластиковая арматура.
- Углеродное волокно (карбон) — углепластиковая арматура.
- Кевларовая нить от фирмы DuPont — кевларовая арматура.
Последние два вида используются крайне редко и в основном за рубежом. Составы углеводородных пластиков и кевлара разрабатывались для применения в космической и военной промышленности, поэтому они характеризуются одновременно и высокой прочностью, и заоблачной ценой.
Гражданское строительство отдает предпочтение стеклопластиковой арматуре, оптимальной по стоимости и спектру применения.
Преимущества и недостатки композитной арматуры:
Самым уязвимым местом ЖБИ являются армирующие вставки из металла, подверженные коррозии. Обработка грунтовками либо использование сплавов проблему полностью не решают — металл рано или поздно ржавеет, разрушая бетон. Стеклопластиковая арматура не подвержена влиянию агрессивных сред, что является лишь одним из многочисленных плюсов:
- Показатели прочности на разрыв превосходят характеристики металла почти в три раза.
- В равнопрочном отношении композитная арматура весит в 9–11 раз меньше.
- Материал не только недорого стоит, но и позволяет значительно сэкономить на погрузке и транспортировке.
- В отличие от металла не образует мостиков холода, уменьшая теплопотери.
- Долговечность и стойкость к температурным перепадам.
- Обладает коэффициентом теплового расширения как у бетона, что снижает риск появления дефектов и трещин.
- Полностью диэлектрична и радиопрозрачна.
- Может изготавливаться как в виде прутьев, так и намоткой в бухты.